/
Сирийский стакан в саркофаге русского святителя
А.К. Станюкович
Летом 1998 г. в Свято-Троицком Стефано-Махрищском монастыре (Александровский район Владимирской области) некий бывший археолог по заданию Владимирской епархии Русской Православной Церкви провел раскопки, целью которых являлось открытие могилы святителя Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского. Местоположение могилы святителя было известно по старым фотографиям и документам. Специалистов из Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства культуры Российской Федерации, ведущих исследования на территории монастыря, к этим раскопкам не подпустили, а все предписания Госцентра по охране памятников Владимирской области о приостановке раскопок впредь до получения необходимых разрешений и Открытого листа были проигнорированы. В ходе раскопок было обнаружено два белокаменных саркофага. В одном из них в 1588 г. был погребен святитель Варлаам (1).
О скандальных раскопках в Махрищском монастыре я впервые услышал только в 2001 г., вскоре о них забыл, и совсем не они являются темой данной публикации.
Находка в гробнице святителя Варлаама.
Весной 2006 г., спустя восемь лет после упомянутых раскопок, мне довелось подержать в руках найденное в гробнице святителя уникальное произведение средневекового декоративно-прикладного искусства. И не только подержать в руках, но и провести его консервацию - 410 лет в земле плюс восемь лет на открытом воздухе не прошли для памятника совсем бесследно. Но об этом немного позже.
Так случилось, что представители монастыря попросили меня оказать помощь в реставрации кожаной погребальной обуви святителя Варлаама. Мы с художником-реставратором Н.Ш. Насыровой восстановили обувь по разработанным нами методикам (2), но в ходе работ зашел разговор о другой находке в гробнице святителя - каком-то "стеклянном стаканчике".
Вскоре мне привезли на реставрацию и этот "стаканчик". Я взял его в руки, внимательно осмотрел и не поверил своим глазам. Это был не простой стакан, а стакан средневековый, изготовленный скорее всего ближневосточными, возможно, сирийскими мастерами-стеклоделами.
Увидеть незаурядность и красоту этого произведения декоративно-прикладного искусства мне удалось не сразу. Как внешняя, так и внутренняя поверхности стакана были очень сильно загрязнены, местами покрыты бурыми натеками и белесыми наложениями извести. Под ними проглядывала радужная пленка иризации, которая обычно возникает при хранении стекла в условиях высокой влажности, способной вызвать конденсацию. Частички иризированного стекла легко отслаивались, и современный шелковый платок, в который завернули стакан, был покрыт этими блестящими частичками.
Консервация и описание находки.
Поскольку реставрация древнего стекла должна проводиться квалифицированными специалистами в этой области, я ограничился лишь первичной очисткой стакана от загрязнений и его частичной стабилизацией, что было достигнуто путем длительного вымачивания в дистиллированной воде, которая часто менялась. Благодаря этому удалось почти полностью удалить со стенок бурые натеки и известковые наложения и немного утончить иризационную пленку. Тогда, наконец, стало видно, что стекло стакана имеет синий цвет. После длительной сушки стакана я покрыл его поверхность тонкой защитной пленкой из раствора химически нейтрального акрилового полимера в этиловом спирте. Если когда-либо встанет вопрос о полной реставрации памятника, эту пленку можно будет очень легко смыть тем же этиловым спиртом.
Стакан изготовлен из синего прозрачного стекла методом выдувания с подкручиванием стеклянного пузыря, отчего его стенки имеют спиральные канелюры. Форма стакана: воронковидная верхняя часть с диаметром по венчику 88 мм плавно переходит в почти цилиндрическую "ножку" диаметром 42 мм, которая у основания плавно стыкуется с кольцевым поддоном диаметром 56 мм и внешней высотой 10 мм (см. цветную фотографию на первой странице обложки). Полная высота стакана составляет 94 мм (рис. 1). Синий цвет стеклу придают соли кобальта, что наиболее характерно для средневековых стеклянных изделий, изготовленных в Сирии.
Как оказался стакан в гробнице, было очевидно с самого начала. Тем более что, пока он отмокал в дистиллированной воде, стал ощущаться исходящий от него и чрезвычайно приятный запах каких-то благовоний: стало ясно, что в стакане некогда находилось миро или елей.
Сосуды-елейницы в русских некрополях.
На тело усопшего перед погребением издревле полагалось возливать освященный елей - или тот, что оставался от последнего в его жизни соборования, или же от храмовой лампады. Согласно разъяснению автора "Новой Скрижали", цитирующего труды святителей Дионисия и Симеона Солунского, "…елеем помазуются и мертвые … по примеру того помазания елеем, которое совершаемо было пред св. крещением". Причину этого святители объясняют тем, что "скончавшийся доблестно во Христе окончил тот подвиг, ради которого он помазывался прежде, помазуется и теперь. И это помазание есть знамение Христово и печать отошедших во Христе…" (3).
Подробнее об этой детали средневекового погребального чина сообщают ответы митрополита Киприана игумену Афанасию (1390-1405 гг.): "...и в гроб положив, также вина мало с маслом древяным смесив, преливает священник крестообразно от головы первое, таже у ногу, потом же от десна, таже левую сторону; чашу же, в ней же масло с вином, повержет у ногу; таже доску поставивше, засыпуют, якоже всякого мертвеца…" (4).
Данная цитата объясняет сравнительно частые находки в средневековых московских некрополях (храмовые усыпальницы Кремля, кладбище церкви Жен-Мироносиц в Зарядье, Коломенское и др.) керамических или стеклянных ритуальных сосудов-елейниц небольшого размера.
Но очень редко и исключительно в захоронениях высокопоставленных особ встречаются уникальные стеклянные изделия светского характера, использованные в качестве елейниц. Наиболее известны западноевропейские кубки из погребений Ивана IV, его жен Анастасии Романовны Юрьевой, Марфы Собакиной и сына Ивана в усыпальнице кремлевского Архангельского собора (5).
Более подробные сведения о сосудах-елейницах в русских некрополях можно найти в работе (6). Там же опубликована сравнительно недавняя находка в усыпальнице бояр Романовых Московского Новоспасского монастыря. Это изящный западноевропейский стеклянный бокал из погребения Ивана Никитича Романова, младшего брата патриарха Филарета Романова. Погребение датируется 1595 годом. Вплоть до того момента, как стал известен стакан из Махрищского монастыря, лишь этот бокал дополнял ряд уникальных произведений иноземного стеклоделия, происходящих из некрополя Московского Кремля.
Теперь в той же роли оказалась находка в Махрищском монастыре. После консервации она вернулась в монастырь, хотя, если рассуждать объективно, то ее законное место - Оружейная Палата или Государственный Исторический музей. Хочется, впрочем, надеяться, что и в Махрищском монастыре, где недавно организовали собственный музей, с ней ничего страшного не случится - ее не потеряют и не разобьют.
Хочется также думать, что специалисты в области истории декоративно-прикладного искусства, прочитав эту публикацию, смогут поправить меня, если я ошибся в атрибуции стакана, поскольку в 16 в. стекло попадало на Русь не только из Западной Европы или Ближнего Востока (откуда его могли привозить паломники), но и из других регионов с развитыми традициями стеклоделия.
Историческая справка.
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь был основан в 1353 г. преподобным Стефаном, пришедшим в Москву из Киево-Печерской Лавры (7). Преподобный Стефан был духовным другом и собеседником преподобного Сергия Радонежского, преподобного Кирилла Белозерского и святого благоверного князя Дмитрия Донского. В шестивековой истории Стефано-Махрищского монастыря после имени его основателя наиболее известно имя Варлаама, настоятеля Махрищской обители в 1557-1570 гг. В 1560 г. по указу Ивана Грозного он восстанавливал также сожженный Авнежский монастырь в Вологодской епархии, основанный учениками преподобного Стефана и приписанный к Троице-Сергиевой Лавре. В 1570 г. Варлаам был хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского. По ходатайству епископа Варлаама была канонизирована преподобная Евфросиния Суздальская, сестра князя Юрия Михайловича Тарусского и дочь святого благоверного князя Михаила Всеволодовича Черниговского. Скончался епископ Варлаам на покое 21 июля 1588 г. в Махрищском монастыре, где и был погребен.
Литература
1. Демидов С. Борьба за святых. Рассказ о том, как некоторые люди используют "промысел Божий" - "НГ-Религии", 2000, 14 декабря; Интернет-страница: http://religion.ng.ru/printed/pravoslav/
2000-12-14/3_borba.html.
2. Насырова Н.Ш., Станюкович А.К. Кожаные изделия из погребальных памятников русского средневековья - Проблемы комплексного изучения церковных и монастырских некрополей. Звенигород, 2003. С. 91-111; Насырова Н.Ш., Станюкович А.К. К методике консервации, реставрации и атрибуции кожаных изделий археологического происхождения - Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья. Материалы XI Всероссийской научной конференции 5-7 апреля 2005 г. Калуга, 2005. С. 7-10.
3. Вениамин, архиепископ. Новая Скрижаль или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных. Т. 2. М. 1992 (репринтное издание). С. 421-422.
4. Ответы митрополита Киприана игумену Афанасию - Русская историческая библиотека. Т. 6. СПб., 1880. Стб. 243-246; Панова Т.Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Советская археология. 1987. № 4. С. 120.
5. Панова Т.Д., Указ. соч. Рис. 6; она же. Кремлевские усыпальницы. История, судьба, тайна. М., 2003. Илл. 21; 48; 50.
6. Станюкович А.К., Звягин В.Н., Черносвитов П.Ю., Ёлкина И.И., Авдеев А.Г. Усыпальница Дома Романовых в Московском Новоспасском монастыре. Под ред. д.и.н. А.К. Станюковича и д.м.н. В.Н. Звягина. Кострома, 2005. С. 74-77. Рис. 20, 21.
7. Историческое описание Махрищского монастыря.
М., 1852.