/
Крест из деревни Броды
И.Б. Цыпурский
Весной 2004 г. я и мои друзья, взяв небольшой отпуск, приехали в старинный город Старицу, что находится на берегу Волги. Этот красивый, тихий городок, впервые упомянутый в летописи в 1297 г., располагается по обоим берегам великой реки, которые соединены красивым современным арочным мостом. Город до сих пор сохраняет колорит русской провинции 18-19 веков, и в нем много памятников старины. Это и огромный крепостной вал над рекой, на котором когда-то находился деревянный Кремль, и Свято-Успенский монастырь на противоположенном берегу Волги, который в настоящее время активно реставрируется, и уже сейчас его колокола радуют слух своим малиновым звоном. Напротив монастыря стоит совершенно уникальная по нагромождению различных архитектурных стилей церковь Параскевы-Пятницы, на стенах которой кое-где еще видны остатки великолепных когда-то фресок, а над ней, между двух оборонительных древних валов - еще две церкви, также очень красивые. Правда, все эти замечательные творения русских зодчих находятся в крайне запущенном состоянии, хотя и являются памятниками старины, но вот доберутся ли до них реставраторы - это большой вопрос! В городе также много построек, относящихся к эпохе Петра I и Екатерины II. Это лабазы, кузницы, жилые дома, а в 50 километрах от Старицы находится усадьба Берново, в которой неоднократно бывал А.С. Пушкин. Теперь там музей, где проводятся великолепные экскурсии. В общем, всего сразу и не перечислить, и прошу прощения за такое многословие о Старице, но я просто влюблен в этот город и в эти места, и хочется так рассказать о них, чтобы и вы полюбили их, дорогие коллеги.
Итак, вернемся к цели нашей поездки. Нашей задачей было найти место, где с 14 в. по 18 в. находилась деревня Броды, которая впоследствии из-за весенних паводков "переехала" на более высокую часть берега, где и находится в настоящее время.
Ввели координаты предполагаемого места в GPS - и в путь. Навигатор привел нас на низкий, высотой всего около 1,5 м над урезом воды, берег, вдоль которого тянулось большое пахотное поле. Но находки на поле - тема отдельного рассказа.
На третий день поиска я решил проверить грунтовую дорогу, идущую вдоль берега. И не пожалел об этом. Почти сразу же попалось медное тверское пуло, затем перстенек с каким-то зверем на щитке, а затем мой XLT издал звонкий и чистый сигнал, а на дисплее появилась цифра +90. Четкие сигналы такого уровня достаточно редки, поэтому сердце забилось сильнее. Лопатой я поддел комок слежавшегося дорожного грунта, но не совсем удачно: он не перевернулся полностью и упал обратно в лунку. Но глаза успели заметить яркий солнечный блик крестообразной формы! Я отбросил лопату, встал на колени, дрожащими руками снова поднял комок и увидел… золотой крест.
Вернувшись в Москву, я попросил исследовать найденный мною крест члена-корреспондента РАЕН, доктора исторических наук А.К. Станюковича. Вот составленное им описание:
Крест нательный
Золото, литье, ковка, гравировка
XVII в.
Размеры. 3,4х2,1 мм
Вес. 3,74 г
Происхождение. Тверская область, Старицкий район, окрестности дер. Броды.
Описание. Крест четырехконечный с прямыми углами в средокрестии и прямоугольными лопастями. В центральной части - гравированное изображение восьмиконечного Голгофского креста с копием и тростью. Голгофа имеет вид скалистой горки с Главой Адамовой в пещере. Над крестом, в килевидном медальоне, - надпись ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) в две строки под титлами, в изножии - монограмма МЛРБ (Место Лобное Рай Бысть) в одну строку под титлом (буквы Л и Р образуют лигатуру). На боковых оконечностях, в килевидных медальонах, - монограммы IС и ХС под титлами. По сторонам Голгофского креста, над его основной перекладиной - монограммы НИ и КА (Ника = Победитель), а под ней - монограммы К и Т (Копие, Трость).
На оборотной стороне в крестообразной рамке помещено начало текста Похвалы Кресту ("Крест хранитель всей вселенной, Крест красота церковная…") в 9 строк:
КРЕ/СТЪ/ХРА//НIТЕЛьВСЕЙВСЕЛЕНн/ / НЕI/КРс/ТЪК/РАС/ОТА
Оглавие имеет вид граненой бусины. На ее фронтальных гранях имеются рельефные изображения четырехконечных крестиков в ромбических киотцах.
Датировка. Относится к типу простых четырехконечных крестов, имеющих несложные, упрощенные формы и композицию Голгофского Креста с Копием, Тростью и монограммами на лицевой стороне. Этот тип появляется на Руси в XVI в. и бытует вплоть до настоящего времени.
Основанием для уточненной датировки креста являются палеографические особенности надписей. На оборотной стороне, в седьмой строке, буква Т в слове "крест" имеет начерк в виде цифры 7. Такие начерки этой буквы появляются в русской скорописи только в XVII в. Надстрочная буква Н в той же строке широко перечеркнута и напоминает титло, что также характерно для XVII в.
Поэтому, несмотря на ряд архаизирующих черт ("килевидность" клейм на лицевой стороне, ромбические киотцы с крестиками на оглавии), данное произведение русского ювелирного ремесла следует отнести к XVII столетию.