/
Старинная игра в свайку в Калуге
В.А. Ткаченко, Л.И. Федорова Калужский музей ремесла, архитектуры и быта
В русской национальной системе воспитания детей большое место отводилось физической подготовке, дифференцированной по половому признаку и по возрасту. Важно знать, что в истории человеческих отношений труд старше игры. Потребность же в здоровых и сообразительных людях, способных стать активными членами общества, породила многие народные игры. В нашу задачу входит не изучение во многом забытой и даже утраченной системы физического и духовного становления подрастающего человека, а описание малоизвестных элементов игровых традиций Калуги и Калужской области (1) как составных частей этой системы. Познание мира, приобретение практических навыков, физической крепости и духовное становление личности, способной преодолевать жизненные трудности, осуществляется через игры детей. Большой популярностью в Калуге и ее окрестностях пользовались игры в "свайку" и "бабки" (2). Об этом говорят предметы, найденные в Калуге, Кондрове, Козельске и др. Основным источником сведений об игре в свайку стали предметы, входящие в комплект инвентаря для осуществления игровых действий (3). Это прежде всего свайка - изделие, напоминающее большой железный гвоздь длиной около трех вершков от головки до острия (~12 см). Головка этого метательного снаряда обычно была круглой или граненой (рис. 1). Взрослые изготавливали детям уменьшенные свайки, вес которых не превышал двух фунтов (~0,8 кг). По мере накопления ловкости, навыков и силы вес сваек увеличивался. В играх подростков и взрослых мужчин он достигал 4-5 фунтов (~1,5-2,0 кг). Толстое железное кольцо с отверстием в центре около вершка в поперечнике (~4-5 см) кладется плашмя на землю, и играющие устанавливают между собой очередь для игры. Игрок берет свайку за острый конец и с некоторой высоты (по договоренности) три раза бросает ее так, чтобы она, перевернувшись в воздухе, ушла в землю до головки через кольцо. Затем играющий берет свайку за головку и три раза снова бросает ее, чтобы она ушла в землю до головки.
Следующий по очереди подает свайку предыдущему игроку, и это продолжается до тех пор, пока играющий не проделает все оговоренные фигуры или до его промаха. По окончании игры один из выигравших берет свайку и с силой бросает ее в землю так, что она почти вся входит в нее. Проигравшие по очереди вынимают свайку из земли. Коллективно-индивидуальный характер народных игр порождает еще один яркий феномен - его беспредельную вариативность. Один из вариантов игры в свайку - игра в новых срубах. Для этого берут маленькую свайку или большой строительный гвоздь за острый конец и бросают его так, чтобы он во время полета перевернулся и острым концом воткнулся в нижнее бревно, потом во второе от низа бревно и так далее до десятого бревна. Каждый бросает до промаха или пока не сделает все 10 бросков. Проигравший подает свайки играющим. Самое раннее из дошедших до нашего времени описаний игры в свайку было сделано Яковом Рейтенфельсом в 70-х годах 17 столетия в "Сказаниях о Московии", составленных им для тосканского герцога Козьмы III (4). Особенностью данной игры является то, что в нее могли играть и дети, и взрослые, причем с одинаковым азартом и интересом.
Коллекция инвентаря для игры в свайку Калужского музея ремесла, архитектуры и быта состоит из двух железных колец и четырех сваек. Три из них были найдены в разное время в Калуге, а четвертая, вместе с кольцом, - в г. Кондрово Дзержинского района.
Свайка для самых маленьких игроков весом в 115 г происходит с места старой калужской пристани. По сопутствующим находкам проволочных копеек, отчеканенных при Иване Грозном, Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче, данная находка датируется 16-17 вв. Головка свайки имеет форму куба с усеченными углами. Стержень свайки квадратного сечения с притупленными ребрами, украшенный двойным орнаментальным пояском, плавно переходит в конус острия.
Вторая свайка найдена на улице Красная Гора г. Калуги при сносе дома под новую застройку. По сопутствующим фрагментам керамики и медным монетам времени правления Елизаветы Петровны, находка датируется серединой 18 в. Этот довольно серьезный снаряд, предназначенный для игры подростков, весит 650 г. Головка граненая, бипирамидальная. Восьмигранный, сужающийся к острию стержень длиной 128 мм украшен двойным декоративным пояском из треугольных запилов, направленных вершинами друг к другу.
Еще одна калужская находка была сделана при сносе углового дома на перекрестке улиц Огарева и Суворова. Вес этой свайки 1090 г. Для ее изготовления использовано полуторафунтовое пушечное ядро. Вместе со свайкой было найдено железное кованое кольцо с внутренним диаметром 47-48 мм. По монетным находкам свайка с кольцом датируется концом 19 столетия.
Обращает на себя внимание наличие на многих известных свайках декоративной орнаментации стержней. Таким образом, игровой инвентарь был также призван развивать в человеке эстетическое восприятие, а художественное воспитание осуществлялось во время активного проведения досуга детьми и взрослыми. Одновременно в процессе игровых действий воспринимались нормы поведения: от правил игры до принципиальных правил нравственного поведения в коллективе. Эта игра, обучающая искусству метания свайки или оружия в цель, подготавливала мальчиков к взрослой жизни кормильцев и воинов. Таким образом, игра в свайку являлась своего рода ответом на потребность общества в воспитании своих будущих активных членов сильными и стойкими.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Лепихова Н.И., Ткаченко В.А., Федорова Л.И. Страницы истории городской культуры Калуги начала XX века // Калуга в шести веках. Калуга, 1997. С. 42-45.
2. Авторы приносят большую благодарность уроженцу дер. Камельгино Дзержинского района В.Т. Сидорову за помощь, оказанную при выявлении игровых традиций Калуги и ее окрестностей.
3. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М., 1895. С. 226-229.
4. Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии. Пер. с лат. А. Станкевича. М., 1906.